К сожалению, пациенты, обращаясь в больницы, все чаще слышат отказ в медицинской помощи. Правомерно ли сотрудники больниц отказываются от пациентов? Данный вопрос актуален, поскольку, с одной стороны, каждый человек имеет право на помощь врача, с другой – как быть с пациентами, которые не соблюдают режим, ведут себя агрессивно?
Разобраться в столь непростой теме поможет практикующий юрист по медицинским делам, который расскажет, какие есть причины отказа в медицинской помощи и как поступить, если вам отказали в предоставлении таких услуг.
Больница отказывается принимать пациента в больнице Архангельска. Что делать?
Взаимодействие пациентов с медицинскими учреждениями не всегда проходит гладко. В процессе такого общения люди сталкиваются с разными сложностями:
- невнимательное отношение;
- недопустимая манера общения;
- нанесение урона здоровью в результате неоказания профессиональной помощи;
- нерациональный расход средств.
Важно! Законодательством РФ утверждено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Данная норма закреплена Конституцией, которая имеет наивысшую силу.
Если из-за игнорирования, некомпетентности или безответственности здоровье человека ухудшается, он имеет законное право обраться к адвокату и добиться оказания услуг, гарантированных законодательством. Конфликтную ситуацию зачастую удается решить мирными переговорами, но если это не помогает, юрист представит интересы клиента в суде. В этом случае будьте готовы представить веские доказательства того, что ваше здоровье ухудшилось в результате отказа в оказании медицинской помощи.
Причины отказа в медицинской помощи
Полезная информация для граждан – в экстренных ситуациях любые причины для отказа в медицинских услугах неправомерные. Однако при отсутствии угрозы здоровью, жизни пациента отказ в медицинской помощи по полису ОМС возможен, когда:
- у пациента нет документа, подтверждающего личность, или полиса ОМС;
- человек обратился за помощью в больницу, которая не принимает участия в территориальной программе ОМС;
- на момент визита в больницу гражданин не прикреплен к данному медицинскому учреждению;
- пациент предоставил отказ, оформленный в письменном виде, от медицинского вмешательства;
- отсутствуют объективные показания для госпитализации;
- врачом выявлены противопоказания для оказания помощи.
Какими правовыми актами руководствоваться
В случае не оказания медицинских услуг по полису необходимо помнить о Федеральном законе от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ. Данным законодательным актом закреплен один из важнейших принципов – отказ гражданину в квалифицированной помощи недопустим. Данной норме посвящена закон №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в которой присутствует три основных тезиса:
- запрещено отказывать в квалифицированной помощи, также недопустимо требовать плату за оказание услуг*;
- экстренная помощь оказывается немедленно, бесплатно – в такой ситуации основания для отказа не предусмотрены;
- при нарушении двух пунктов предусмотрена ответственность для отдельных сотрудников или медицинского учреждения.
* - речь идет о больницах и других медицинских организациях, которые принимают участие в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинских услуг.
Из этого следует императивная законодательная норма (не подлежащая изменению) – больницы, являющиеся частью системы ОМС, не имеют оснований отказывать в помощи, поскольку это расценивается как нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Что делать если отказывают в медицинской помощи
Если пациент получил отказ в медицинской помощи, и статья 124 УК РФ, была нарушена, главное не демонстрировать негативные эмоции, не кричать, а спокойно следовать по такому алгоритму:
- уточните контактный телефон страховой компаний, где был выдан полис;
- сообщите факт отказа в предоставлении помощи представителю страховой компании;
- страховой агент выяснит причину отказа;
- страховой агент свяжется с медицинским учреждением и решит конфликтную ситуацию.
Почему потребуется помощь практикующего адвоката
Порядок действий для пациента выглядит простым только в теории. Реальность такова, что страховые компании далеко не всегда принимают активное участие в судьбе клиентов. В таком случае помощь практикующего медицинского юриста окажется весьма полезной.
Адвокат вникнет в ситуацию, разберется в тонкостях и нюансах, разработает эффективную стратегию дальнейших действий. Когда к делу подключается юрист, представители медицинского учреждения совершенно по-другому начинают общаться с пациентом – оказывают должное внимание, заботу и необходимый комплекс услуг.
Помните, что дела в медицинской сфере считаются наиболее сложными, неподготовленному человеку очень сложно самостоятельно разобраться в конфликтной ситуации. Не лишайте себя профессиональной помощи, предусмотренной действующим законодательством, обращайтесь за помощью к юристу Шадрину А.Е. в Архангельске.