Защита уязвимых слоёв населения – приоритет любого цивилизованного государства, поэтому право получения инвалидности реализуется в соответствии с четким регламентом и подлежит защите. Сталкиваясь же на практике с этой процедурой, большинство людей попадают в круговорот бюрократии, а некоторые даже отказываются от положенных льгот из-за физической неспособности реализовать свои права.
Какие документы для получения инвалидности необходимы
Первая проблема, с которой сталкивается гражданин – отсутствие четкого перечня документов, необходимых для присвоения той или иной группы инвалидности. Анализируя Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 г. №588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом», можно выделить следующий список:
•паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, который удостоверяет личность заявителя (либо его нотариально заверенная копия);
•направление на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) – выдается медицинской организацией, к которой гражданин прикреплен в соответствии с полисом ОМС либо органом социальной защиты г.Архангельск и Архангельской области;
•согласие гражданина на направление и проведение МСЭ (в соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 г. №588) – оформляется в письменном виде и передается лично либо через законного представителя в медицинскую организацию, которая будет проводить экспертизу;
•врачебные заключения и иные медицинские документы, которые подтверждают нарушение физических или психических функций организма (список болезней для получения инвалидности закреплен Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 2019 г. № 585н);
•иные документы, которые могут потребоваться для присвоения инвалидности.
Вот с последним пунктом чаще всего и возникают трудности, так как отсутствие регламентированного перечня влечет за собой путаницу и затягивание процесса получения инвалидности. Во избежание таких ситуаций, стоит начинать процедуру только после консультации с юристом или вовсе воспользоваться полным юридическим сопровождением.
Три распространенные проблемы при получении инвалидности
На самом деле, их гораздо больше, ведь каждый случай индивидуален, истории болезней у всех пациентов уникальны, да и медицинские работники встречаются разные, поэтому, с юридической точки зрения, следует выделить следующие:
1.отказ в направлении на МСЭ – с 2023 года, в случае отказа, гражданину обязуются выдать заключение врачебной комиссии, которая приняла соответствующее решение, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях;
2.отсутствие на базе медицинского учреждения необходимого специалиста или оборудования – часто встречается, особенно в небольших городах или в связи со спецификой заболевания. В таких случаях пациента начинают направлять по разным больницам, буквально нужно самому искать выход из ситуации, однако, юрист поможет добиться содействия со стороны медицинского персонала;
3.для лежачих больных не всегда есть возможность провести выездную МСЭ, а законодательство никак не регулирует алгоритм дальнейших действий для гражданина – если так произошло, в первую очередь, необходимо озаботиться о законном представителе, который сможет обращаться от лица пациента в государственные органы и медицинские учреждения. Придется пройти немало инстанций, для того, чтобы добиться соблюдения законных прав и интересов, именно поэтому лучше все процессуальные моменты возложить на юриста.
В случаях, когда при получении инвалидности произошла одна из вышеуказанных или иная спорная ситуация – необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста дабы избежать бумажной волокиты и разрешить вопрос в кратчайшие сроки. В большинстве случаев, медицинский персонал не заинтересован в жалобах или судебных тяжбах, поэтому, при правильном подходе, конфликт можно разрешить на месте в устной форме, но необходимо делать это в соответствии с действующим законодательством.